Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787—1831)
и Марии Михайловны Лермонтовой (1795—1817), урожденной Арсеньевой, единственной
дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773—1845). Брак,
заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос
в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка
сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.
Детство поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии.
Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел
французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды
на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов
остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы
Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву,
а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского
благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах
определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству.
Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А. С.
Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего
творчества Лермонтова. В 1828—1829 гг. он пишет поэмы "Корсар",
"Преступник", "Олег", "Два брата" (опубликованы
посмертно), "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".
В центре байронической поэмы — герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне
с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет
"грех", преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее
как страдание.
В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был преобразован в гимназию.
В 1830 Лермонтов увольняется "по прошению" и проводит лето в подмосковной
усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи экзаменов зачислен
на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени
относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (1812—1868),
с которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой
связан лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий",
"Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь",
"Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я
не люблю тебя: страстей ..."].
По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя
и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813—1875), дочери драматурга
Ф. Ф. Иванова.
В эти годы (1830—1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные
увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает
жанр "отрывка" — лирического размышления, в центре которого определенный
момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830—1831
содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле Лермонтова
редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него
в системе философских и психологических размышлений. Это особенно заметно
в лермонтовской лирике начала 1830-х гг. Московский университет жил философскими
и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества
(И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова
нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической
оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории
профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в "Жалобах
турка" (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830—1831
["30 июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)"], событиям
Великой французской революции ("Из Андрея Шенье", 1830—1831) и эпохе
пугачёвщины ("Предсказание", 1830). Так подготавливается проблематика
первого прозаического опыта Лермонтова — романа "Вадим" (1832—1834)
с широкой панорамой крестьянского восстания 1774—1775 гг.
Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815—1851),
в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство
к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухина была
адресатом или прототипом как в ранних стихах ["К Лермонтов" ("У
ног других не забывал...", 1831), "Она не гордой красотою...",
1832, и другие], так и в поздних произведениях: "Валерик", посвящение
к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет,
не тебя так пылко я люблю", в "Княгине Литовской" (Вера).В
1830—1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается
спад.
После 1832 Лермонтов обращается к балладе ("Тростник", 1832; "Желанье"
— "Отворите мне темницу", 1832; "Русалка", 1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические группы:
одна тяготеет к средневековой русской истории ("Последний сын вольности",
1831; "Литвинка", 1832), другая — к экзотическим кавказским темам
("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя". 1833—1834; "Хаджи-Абрек",
1833).
В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург,
надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались
зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов
принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены
в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два
года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти
не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы в грубо натуралистичном
виде отразился в так называемых юнкерских поэмах — "Петергофский праздник",
"Уланша", "Гошпиталь" — все 1834). Она оживляется в 1835,
когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь
1834); в этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек" — первое выступление
Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома
автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад",
работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает
роман "Княгиня Лиговская". Известно о знакомстве Лермонтова с А.
Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам
С. А. Раевским и А. А. Краевским. В романе "Княгиня Литовская" (1836;
не окончен; опубликован в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному
бытописанию, предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг. Одновременно
Лермонтов работает над "Маскарадом" (1835—1836), первым произведением,
которое он считал достойным обнародования, трижды подавал в драматическую
цензуру и дважды переделывал; драма, однако, была запрещена.
В период 1836—1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835—1836),
первую оригинальную и зрелую поэму. Орша — первая попытка Лермонтова создать
исторический характер — феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской
чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода аналогом
"Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик
на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) — "микро-эпос" о
народной войне 1812.
В 1835—1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным
он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение
"Смерть Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное сразу же по
получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован;
началось политическое дело о "непозволительных стихах". Под арестом
Лермонтов пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни
был ты, печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему
"циклу" его "тюремной лирики": "Соседка", "Пленный
рыцарь" (оба — 1840) и другие.
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком
в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву.
Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске,
Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль,
от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии,
одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под
крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает народную
сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит
восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер
поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне",
"Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М. Сатиным,
знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип
доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами
(С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко
сходится с А. И. Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского", 1830).
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова,
с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом,
рисунки — пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны
с кавказской темой.
Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа.
В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский
(в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший
в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург.
1838—1841 — годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский
литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым,
В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне
последней ссылки читал "Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными изданиями
выходят единственные прижизненные сборники "Стихотворения" и "Герой
нашего времени".
Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около
30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее
большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.
В 1838—1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" — аристократическое
общество молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного
поведения и политической оппозиционностью участников.
В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако
основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны пушкинским;
ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика "гармонической
точности" в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова
не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не все принимают
в его творчестве. Столь же "выборочно" принимают его и формирующиеся
московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался
к деятельности будущих славянофилов (А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял
с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине" (1841) балладу "Спор",
но остался холоден к социально-философским основам их учения ("Родина",
1841).
Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом "Отечественные
записки".
Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских
стихов, а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".
В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение
с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было
светское соперничество — предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А. Щербатовой,
которой был заинтересован Барант и в 1839—1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако,
переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства.
18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее
был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и литературные знакомые.
Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход
дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный
полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную
квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в
июле уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р.
Валерик.
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в
Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет
представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он полон
творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности.
Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе;
в нескольких своих произведениях он касается проблем "восточного миросозерцания"
("Тамара", "Спор").
14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае
он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на
минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон",
"Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара",
"Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...",
"Морская царевна", "Пророк".
В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего
товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе
Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов;
не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять
в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.
Русские писатели.1800-1917. Т. 3. М., Большая российская энциклопедия. 1992. С.329