На второй день после гибели поэта Р.К. Шведе создал портрет
«Лермонтов на смертном одре. «Живопись нехороша, но память дорога, так как
это единственный снимок», – писал в 80-х годах Д.А. Столыпин об этой работе.
Здесь поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простыней; волосы коротко
острижены, рот и глаза полуоткрыты. По свидетельствам современников, Шведе
точно запечатлел облик погибшего. Портрет, написанный по заказу А.А. Столыпина,
много лет находился у него, а в 1882г. А. Столыпиным был передан в Лермонтовский
музей. Портрет Шведе условно был отнесен к прижизненным, так как писался с
натуры.
То есть, существует 15 достоверных прижизненных изображений поэта. Суждения
современников о сходстве того или иного портрета с оригиналом противоречивы.
В современном лермонтоведении наиболее близкими по сходству считаются автопортрет,
портреты работы Заболотского (1837 и 1840) и Палена.
Это
наиболее популярный портрет работы А.И. Клюндера – из коллекции князя В. А.
Меншикова (Гравюра на стали; ИРЛИ, Музей Лермонтова в Тарханах). Портрет значительно
отличается от предыдущих: иная прическа, иной поворот головы, более живое выражение
лица. На портрете нет ни подписи, ни даты. Долгое время считалось, что оригинал
не сохранился (но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена
гравюра). В 1936 в ГЛМ поступил портрет, очень близкий этой гравюре, – скорее
всего, именно считавшийся утраченным оригинал работы Клюндера.
В
тот же период жизни Лермонтова создаются еще два его портрета, один из них –
Заболотского: поэт одет в темный двубортный сюртук с красными обшлагами. Внизу
подпись художника и дата «1840» (славянскими литерами). Этот портрет, как и
портрет 1837, выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный
сосредоточенный взгляд, твердость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо,
соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года.
Чрезвычайно
ценен портрет, выполненный в июле 1840 с натуры однополчанином Лермонтова, бароном
Д.П. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это
– оплечное изображение: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка
помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это – единственный профильный
портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных
изображений.
У
истоков современной иконографии поэта стоят видные мастера: В.А. Фаворский (1931)
создал портрет–композицию Лермонтова. Поэт изображен в расстегнутом сюртуке,
с эполетами; он полулежит на бурке, рядом фуражка. Портрет глубоко психологичен;
душевное состояние Лермонтова подчеркнуто образами природы: в глубине одинокое
дерево, на горизонте гора и небо с облачком.
Сайт создан в системе
uCoz